Врачебная палата
Нижегородской области

Искусство разрешать конфликты

В последнем номере нашей газеты («Мир фармации и медицины» от 25 января 2016 г. № 2/608) мы совместно с НРОО «Врачебная палата Нижегородской области» и нижегородской юридической компанией ООО «ЮрЗдрав» открыли рубрику «Юридическое здоровье».

Заявленная тематика оказалась крайне актуальной и была воспринята читателями с большим интересом: за прошедшую неделю мы получили значительное число телефонных звонков от врачей различных медицинских организаций.

При этом практически все обращения в редакцию содержали просьбы поделиться опытом правовой защиты врача, как одного из субъектов системы здравоохранения.

Все вопросы, заинтересовавшие наших читателей, мы адресовали генеральному директору ООО «ЮрЗдрав» И.С. Филоненко.

 

 Илья Сергеевич! Для начала расскажите, пожалуйста, о Вашей юридической компании и сферах деятельности ООО «ЮрЗдрав».

 Юридическая компания «ЮрЗдрав», по сути, является специализированным учреждением юриспруденции, предлагающим и оказывающим учреждениям здравоохранения Нижнего Новгорода, Нижегородской области и других субъектов РФ услуги по юридическому обслуживанию.

Мы обеспечиваем правовую поддержку медицинских организаций при взаимоотношениях с контролирующими и надзорными органами, сопровождение сделок и закупочной деятельности, а также текущей деятельности (урегулирование трудовых отношений, работа с жалобами, представления интересов в судах) и по многим иным проблемным вопросам юриспруденции.

В настоящее время нашими клиентами являются более 30 учреждений здравоохранения, как муниципальной, так и частной форм собственности.

 За какой период сложились эти взаимоотношения на рынке юридических услуг?

 Вы знаете, очень не люблю понятие «рынок» по одной простой причине: ведь мы не стоим на рынке и не торгуем, например, продуктами питания.

С 2013 г. мы предлагаем и обеспечиваем спокойствие и безопасность наших партнеров в решении возникающих проблем, связанных с вопросами юриспруденции.

К великому сожалению, за последнее время законодатель приравнял медиков к поставщикам «медицинских услуг», и активно требует от них неукоснительного исполнения требований Закона о защите прав потребителей.

И это не правильно! Уверен, многие меня поддержат: каждый в силу полученного образования должен заниматься своим делом! Продавец – торговать, врач – лечить, юрист – защищать!

 Трудно не согласиться с такими доводами! А какие специалисты работают в Вашей юридической компании?

 Основной штат специалистов ООО «ЮрЗдрав» и наши консультанты – это юристы, экономисты, адвокаты, среди которых доктора и кандидаты медицинских, юридических, технических наук, заслуженные деятели здравоохранения и юриспруденции.

Специалисты компании постоянно совершенствуются в своей области (юриспруденции, экономике, закупочной деятельности, организации здравоохранения), и занимаются узкими вопросами юриспруденции, в которых ориентируются на самом высоком уровне.

Тактика решения вопросов, возникающих у медицинских организаций, требует от нас четкого и системного подхода, точных и выверенных решений.

 Если я правильно поняла, Вы работаете командой профессиональных юристов. Но ведь в штатной структуре некоторых медицинских организаций предусмотрены ставки юристов.

 Как показывает практика, своевременно и качественно решить постоянно нарастающий объем проблемных вопросов силами одного штатного юриста технически невозможно.

Содержание целого штата юристов для любой медицинской организации, не специализирующейся на решении юридических задач, не рентабельно и просто невозможно.

 Вы уже упомянули о Законе о защите прав потребителей, который теперь, помимо действующего законодательства РФ в сфере здравоохранения, необходимо выполнять всем медицинским работникам.

 Да это действительно так! Практически еженедельно мы сталкиваемся с претензиями пациентов в адрес наших клиентов (медицинских организаций) о компенсации вреда за некачественное оказание медицинских услуг. Все свои требования о нарушении прав на получение медицинских услуг соответствующего качества пациенты строят исключительно на основе статей Закона о защите прав потребителей.

 При этом создается отчетливое впечатление, что обвиняя лечащих врачей, подобные обращения пациенты пишут по единому«шаблону».

 И во всех подобных случаях медицинские организации вынуждены оправдываться?

 Это обычная гражданско-процессуальная практика: за претензией к исполнителю услуг в обязательном порядке должен следовать письменный ответ от «причинителя вреда». При неудовлетворенности ответом пациент вправе обратиться в судебные органы.

 К сожалению, в случае претензий на ненадлежащее качество лечения медицинские учреждения стараются избежать какого-либо диалога с пациентом, и конфликт нередко доходит до суда.

 Обычно, когда разговор заходит о конфликте , мы воспринимаем это как своеобразную преграду на пути к достижению своих целей, как что-то неприятное и дискомфортное...

 Не могу с этим согласиться. Создатель теории общения Дейл Карнеги отмечал: «Если каждый конфликт мы будем воспринимать как возможность дальнейшего роста и развития, то вскоре увидим, насколько изменилась наша жизненная позиция».

Конфликт, как социальное явление, всегда сопутствует развитию общества. При этом грамотное управление конфликтом позволяет свести его разрушительные последствия к минимуму, используя энергию конфликта не деструктивно, а конструктивно.

Именно поэтому ООО «ЮрЗдрав» активно пропагандирует, развивает и ведет практику процедуры примирительного урегулирования споров.

 Какой способ урегулирования конфликтных ситуаций Вы могли бы рекомендовать нашим коллегам?

 На сегодняшний день существует три способа разрешения спорных ситуаций: с позиции силы, с позиции права и с позиции интересов.

Наиболее распространенный способ разрешения конфликтов с позиции интересов – это переговоры при участии независимого посредника (специалиста по ведению переговоров и урегулированию конфликтов). Чтобы разрешить конфликт, стороны совместно стараются определить, что послужило основанием для его возникновения, и каковы возможности соблюсти ущемленные интересы. Этот способ называется медиацией, а независимый посредник – медиатром.

 Если можно, поясните способ медиации на каком-либо примере. Какие «подводные камни» можно встретить? И как их обойти?

 Профессионально медиацией не занимаемся, однако применение медиативных методик считаем очень эффективным способом урегулирования споров и активно используем их в нашей юридической практике.

Не так давно к нам обратился руководитель частной стоматологической клиники. Сложившаяся ситуация была достаточно серьезной, как по качеству проведенного зубопротезирования, так и по размеру материального и морального вреда, причиненного по мнению пациента.

После проведения четырех сессий конфликт был погашен. До суда дело не дошло. И что особо порадовало – пациент вернулся в клинику.

Сейчас, когда дело уже сдано «в архив», вспоминается начальный этап перевода его в русло медиации. Он был очень нелегким: очень сложно соблюсти множество нюансов и доказать второй стороне (пациенту), что перед ней не адвокат, а действительно независимое лицо, заинтересованное исключительно в досудебном разрешении конфликта.

Ввиду юридической деловой этики, точных подробностей ведения дела я сообщить не могу.

 Понимаю, юристы не вправе рассказывать содержание проведенных дел никому, даже коллегам.

 Вне всякого сомнения, внедрение медиативного подхода в повседневную трудовую деятельность медицинских организаций является залогом создания в них более комфортной, безопасной и гармоничной атмосферы. Накопленный опыт и результаты работы ООО «ЮрЗдрав» отчетливо указывают на важность и необходимость юридического сотрудничества с медицинскими учреждениями.

 Более подробную информацию наши читатели могут получить в ООО «ЮрЗдрав» (г. Н. Новгород, ул. Студеная, д. 5; тел. 282-05-25, 437-33-55). Интернет-сайт в настоящее время находится в стадии реконструкции. Специалисты компании постараются ответить на интересующие Вас вопросы.

 

Думпэ С.О.