Врачебная палата
Нижегородской области

На защите прав медиков

 

Нижегородская региональная общественная организация «Врачебная палата Нижегородской области» в партнерстве с нижегородской юридической компанией ООО «ЮрЗдрав» приступает к внедрению Порядка альтернативного рассмотрения и разрешения споров в системе здравоохранения Нижегородской области.

Данной статьей мы открываем постоянную рубрику «Юридическое здоровье», в которой регулярно будем знакомить медицинских работников с вопросами правовой защиты законных интересов всех субъектов системы здравоохранения.

 

А судьи кто?

За последнее время круг вопросов, связанных с юридической поддержкой медицинских работников и учреждений здравоохранения, становится актуален, как никогда ранее.

В соответствии с нормами Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понятие «медицинская помощь» (комплекс мероприятий, направленных на поддержание и/или восстановление здоровья), включает в себя предоставление пациенту отдельных «медицинских услуг».

Именно этим обстоятельством вызван шквал претензий и жалоб со стороны пациентов, которые руководствуясь статьями Закона РФ «О защите прав потребителей» обжалуют объем и качество оказанных медицинских услуг в судебном порядке и принуждают медицинские организации компенсировать им «причиненный моральный вред».

Как показывает практика, суды общей юрисдикции рассматривают «медицинские дела» очень долго и, в первую очередь, из-за отсутствия у судей специальных знаний в области медицины. Не следует забывать об их громадной нагрузке - ежегодно через российские суды проходит более 20 млн. дел!

Зачастую в ходе судебных разбирательств с пациентом и последующим«установлением вины» врача (вследствие нарушений прав пациента, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей), действия врача по определению суда квалифицируется, как «причинитель вреда».

При этом, конечно, ни у кого не возникает сомнений в том, что механизмы рассмотрения медицинских дел судами общей юрисдикции явно несовершенны. Единообразная судебная практика здесь попросту отсутствует: согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ «Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению».

Таким образом, вынесенное решение по медицинскому делу одним судом может кардинально отличаться от такового в другом суде.

Учитывая изложенные обстоятельства, на этапе взаимоотношений «врач-пациент» невозможно обойтись без консолидированных действий НРОО «Врачебная палата Нижегородской области» и юридической компании ООО «ЮрЗдрав» по внедрению в систему здравоохранения Нижегородской области практики разрешения разногласий в третейском суде и/или путем процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации).

Казнить нельзя, помиловать!

По сути, третейский суд (суд посредников) является одной из первых форм разрешения споров. Еще в XVIII веке немецкий философ Георг Гегель предлагал «...вменить сторонам в обязанность обращаться до официального суда к простому (третейскому) суду и попытаться прийти к соглашению».

На настоящий момент законодатель считает целесообразным именно этот путь разрешения споров.

Правовой статус третейских судов определен нормами Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ, Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов РФ.

К сожалению, по направлению внедрения практики третейского суда для рассмотрения споров в сфере медицинской деятельности Нижегородская область существенно отстает от других субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Самара, Новосибирск и пр.).

Исходя из позитивного опыта, в деятельности третейских судов других субъектов РФ на первых порах присутствовали некоторые организационные и процессуальные проблемы, основной из которых являлась низкая осведомленность пациентов о возможности досудебного урегулирования спорных ситуаций, а именно:

 в силу низкой правовой грамотности и иных причин граждане не знали о существовании третейских судов;

 граждане не владели информацией о том, что «арбитрами» в третейских судах выступают высококвалифицированные и титулованные специалисты, способные разобраться не только в процессуальных тонкостях, но и в специализированных вопросах;

 граждане не были осведомлены о сокращенных сроках рассмотрения медицинских дел (1 месяц) в отличие от судов общей юрисдикции (от 3 до 5 лет).

 

Под патронажем НРОО «Врачебная палата Нижегородской области» 02.02.2015 г. зарегистрирован Третейский суд, специализирующийся в спорах в области здравоохранения, и включен Арбитражным судом в Перечень постоянно действующих третейских судов Нижегородской области.

Преимущества разбирательства медицинских споров в третейском суде очевидны:

1. Третейский суд является специализированным органом по разрешению «медицинских» дел, что повышает результативность его деятельности и уменьшает число возможных ошибок и по возможности достижения между сторонами мирового соглашения.

2. Повышается оперативность разрешения дел за счет упрощенной процедуры третейского разбирательства и специализации суда.

3. Доступность для всех слоев населения и юридических лиц (пошлины для рассмотрения дел ниже, чем в судах общей юрисдикции).

4. Обеспечение конфиденциальности третейского разбирательства: по заявлению любой из сторон, разбирательство, в отличии от судов общей юрисдикции, будет закрытым в обязательном порядке (гарантированно создаются условия для сохранения персональных данных, семейной (частной) жизни, служебной и коммерческой тайны, деловой репутации сторон).

5. Обеспечение исполнимости решения третейского суда аналогичного судам общей юрисдикции (за счет взятых сторонами обязательств и/или механизма принудительного исполнения решений).

 

 

Давайте жить дружно!

Как говорил древний философ Марк Туллий Цицерон: «Худой мир лучше доброй войны».

Способом внесудебного разрешения споров в сфере здравоохранения также является процедура их урегулирования с участием профессионального посредника (медиатора).

Само понятие «медиация» определено Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

«Медиация — процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные стороны..., а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения».

В Законе предусмотрена возможность проведения процедуры медиации, как в порядке досудебного разрешения спора, так и в рамках рассмотрения дела в суде: для этого необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об отложении судебного разбирательства для проведения переговоров или процедуры медиации.

При этом медиатор не навязывает сторонам свое решение конфликтной ситуации, не занимает чью-то сторону, а фокусирует внимание на интересах сторон, которые сами принимают решение по всем ключевым вопросам.

Данная примирительная процедура обладает рядом положительных качеств:

1. Эффективность: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, более компромиссны и, как следствие, исполнимы, чем принудительное решение суда.

2. Оперативность: при желании сторон можно урегулировать спор за небольшой временной промежуток (продолжительность процедуры медиации от 1 дня до 180 дней).

3. Сохранение деловых связей: как показывает опыт, в случае примирения деловые отношения сторон не только сохраняются, но и становятся еще крепче.

4. Сотрудничество и равноправие сторон: ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой, в процессе поиска вариантов урегулирования спора, стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата.

5. Конфиденциальность: информация и документы, используемые при проведении примирительных процедур, не подлежат разглашению, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.

6. Рациональные финансовые затраты: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных издержек.

7. Нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон:использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.

8. Выбор посредника (медиатора): при использовании примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.

 

Сегодня существуют все возможности для внедрения медиации в работу медицинских организаций Нижегородской области, в том числе путем организации обучения этому методу медицинских работников на всех уровнях и в различных секторах системы здравоохранения - как с целью урегулирования споров, так и с целью их предупреждения.

 

 

Вектор решения общих проблем

Актуальность существующих проблем в функциональной системе «врач-пациент» очевидна для всех участников самой системы: отсутствие продуктивного диалога между врачом и пациентом или его родственниками нередко приводит к взаимному непониманию и, как следствие, к конфликтным ситуациям.

Но вряд ли в этом можно обвинять только врачей, которых сегодня практически не учат взаимодействию с больными.

Чтобы исправить ситуацию в этой области, необходим системный, комплексный подход к выстраиванию взаимодействия между всеми звеньями системы.

Этапная реализация мероприятий, намеченных региональной общественной организацией «Врачебная палата Нижегородской области» и ООО «ЮрЗдрав», внедрение их в практическую деятельность позволят снизить напряженность в функциональной системе «врач-пациент», оптимизировать деятельность по защите законных интересов всех субъектов здравоохранительных правоотношений.

Активное внедрение специализированных третейских судов и системы медиации позволит вывести систему здравоохранения Нижегородской области на новый этап развития, будет способствовать оптимизации рассмотрения и разрешения споров в сфере здравоохранения, что, безусловно, очень важно для успешного лечения, как хорошие лекарства, современное оборудование и профессионализм врачей.

 

Железин О.В., Думпэ С.О., Филоненко И.С., Лобачев С.Л.